Инновация в строительстве – сплав, обладающий памятью формы
Удивительная способность определенных металлических сплавов возвращаться в свою первоначальную форму под воздействием температур, поражает воображение. Эта способность не теряется даже после сильных деформаций сплавов. Во многих производственных областях в достаточной мере популяризирована разработка SMA. Усовершенствованный вариант подобного материала, если верить заверениям разработчиков швейцарской Федеральной лаборатории материаловедения, допустимо применять и в строительстве. Конечная стоимость колонной балки, которая позволит создавать металлоконструкции уже определена.
На сегодняшний день нам известны SMA сплавы на основе никель-титана и железа. И при всех их многочисленных достоинствах, один единственный недостаток не позволяет их эксплуатировать в области строительства. Все дело в том, что для того, чтобы сплав начал возвращаться к изначальной форме? воздействующая на него температура должна достигать 400 градусов по Цельсию! Эти колоссальные температурные показатели губительны для тепло-чувствительных материалов – раствора и бетона.
В лучшую сторону от своих аналогов на основе никель-титана и железа, отличается новый вид сплава SMA, который базируется на таких составляющих как железо, магний и кремний. Основное его отличие от предшествующих аналогов в том, что для принятия изначальной формы ему нужны температуры не выше 160 градусов по Цельсию. А это уже дает возможность задействовать такой сплав в тандеме с бетоном.
Специалисты, разработавшие эту уникальную технологию утверждают, что инновационные сплавы, обладающие памятью формы, в скором времени в корне изменят привычную и устоявшуюся отрасль строительства.
Самый наглядный и впечатляющий пример задействования сплава, который приводят разработчики – это укрепление мостовых конструкций. В бетонную балку вводится материал, усиленный за счет стержней из SMA улучшенной версии. Это служит альтернативой стандартной системе предварительного напряжения каркаса. При воздействии температурой, SMA сплав внутри бетонной конструкции возвращается к своей изначальной форме, этим самым воздействуя на оболочку бетона.
Швейцарские специалисты, которые являются авторами этой инновационной разработки, отмечают, что в скором времени этот сплав можно будет и масштабировать. Это даст возможность задействовать разработку в обеспечении вспомогательного напряжения мостового пролета, или какой-то другой структуры с заданными показателями силы. Достаточно будет просто нагревать расположенные внутри стержни, пропуская ток через них. Этот способ достаточно прост и понятен, к тому же считается, что это будет более рентабельно. Особенно, если сравнивать с принятыми вариантами предварительного напряжения, в которых задействованы такие материалы как фибробетон, ламинат и т.д.
В работе по изготовлению этого инновационного продукта, была задействована не одна группа специалистов. Австрийские специалисты из университета Леобена предложили сам процесс изготовления продукта. Немецкие ученые технического университета «Фрайбергская горная академия» и специалисты предприятия Г G. Rau GmbH так же внесли свою лепту в общее дело.
Помимо работы над материалом, было так же проведено исследование, результатом которого стал впечатляющий вывод, что вскоре инновационный SMA сплав можно будет производить в глобальных масштабах.
Развитием структуры сплавов и представлением их на мировой арене займется иностранная компания re-Fer AG. В задачах разработчиков стоит еще и снижение дороговизны этого удивительного материала. Как утверждают авторы этого проекта, их детище в цене не должно значительно превышать стоимость нержавеющей стали.