Как обустроить подъездную дорогу к загородному дому
При обустройстве загородного участка прежде всего необходимо позаботиться о коммуникациях. Надежность подъездной дороги и ее долговечность актуальны не только во время строительных работ для доставки материалов, но и в дальнейшем для парковки авто.
Подъездная дорога должна быть расположена на прочном грунте, который при необходимости дренируют. Дорога должна быть минимальной длины и без крутых перепадов высот. При необходимости уменьшить этот перепад увеличивают протяженность трассы.
Крутизна подъёмов и спусков должна быть не более 12%, то есть 12 м подъёма на 100 м трассы – это самый оптимальный вариант. При невозможности избежать крутых участков градус уклона нужно свести к минимуму на поворотах, где машина менее всего устойчива. На поворотах с большим уклоном в плохую погоду машину просто заносит. Однако уклон все же необходим для стока воды. Величина уклона должна быть минимум 2%.
Минимальный радиус разворота на парковке -4,5 м, однако если есть уклон, то он увеличивается. Также, если существуют затруднения с подъездом машины пожарной службы, то радиус поворота нужно делать около 15 м. Предельно допустимый уклон парковочной площадки 4%.
Качество подъездных путей определяется не только качеством покрытия, но в большей степени оно определяется качеством подготовки грунта. Различные типы почв в разной степени пригодны для укладки дорожного полотна. Наиболее подходящим является грунт из глины, песка и осадочных пород, выдерживающий высокие нагрузки. Глинистая почва или торфянистая совершенно не подходит на роль несущего грунта, т.к. первая легко размывается водой, а вторая не способна выдерживать высокие нагрузки.
Для определения типа грунта, на который будет укладываться дорожное покрытие можно пригласить специалиста, но это весьма дорогостоящая услуга, хотя и дающая полноту данных. Также существует бытовой метод проверки надежности почвы. Для этого нужно снять самый верхний слой подстилающей почвы и некоторое время эксплуатировать это грунтовое покрытие в различных погодных условиях. Если образуется неглубокая колея, то грунт вполне пригоден. Однако если образуется глубокая колея, и из под колес течет вода, то эту почву нужно полностью удалить, а на ее место засыпать плотную несущую подушку.
Гумус не подходит для укладки дорожного покрытия, поэтому он удаляется полностью, пока не вскроется более плотный грунт. Если пригодный слой грунта залегает слишком глубоко, то гумусовый слой снимают на 60 см ниже предполагаемой трассы. На дно траншеи укладывают 20-30 см крупного булыжника и засыпают шестисантиметровым слоем мелкого гравия или песка, который заполняют оставшиеся пустоты и гарантирует, что дорога не просядет. После конечной трамбовки на созданную подушку укладывают асфальт, бетон или брусчатку.
Может быть обратная ситуация, при которой почва вовсе не имеет органического слоя, но при этом перенасыщена водой. В этом случае по дну вырытой траншеи засыпается еще один слой. Для его создания по дну траншеи делают канавки глубиной до 6 см, в которые засыпается щебень. Данная отсыпка должна превышать ширину дорожного полотна на 30-60 см с каждой стороны.
Если нужно проложить поперёк дороги электрический кабель, трубу системы водяного пожаротушения или иные коммуникации, то для этого копается траншея, в которую закладываются прочные трубы соответствующего диаметра. Для того чтобы полотно дороги не просело в будущем, над трубами делается бетонная заливка толщиной не менее 15-20 см. При этом трубы должными быть шире трассы.
Работы по отсыпке подушки проводят в период создания котлована. А для защиты дороги от продавливания большегрузными машинами при завозе строительных материалов насыпаются еще около 5 см щебня.
Однако лучше всего позаботиться о подъездной дороге более тщательно и подумать о создании достаточно качественного дренажа, который является немаловажным элементом любой подъездной дороги. Надо понимать, что если вода будет скапливаться под покрытием дороги, то при достаточно низких температурах её покрытие будем просто взломано, ведь вода при замерзании расширяется до 10%. Так что при наличии на участке высокого уровня местных грунтовых вод разумно будет поднять общий уровень дорожного полотна. А также имеет смысл применить французский метод дренирования. Для этого нужно провести траншею вдоль дорожного полотна с таким расчетом, чтобы дно траншеи было ниже уровня основания дороги. Такая траншея должна быть с небольшим уклоном, который необходим для стока накапливающейся воды, а дно траншей заполняется щебнем.
После завершения всех работ поверхность дороги ровняют грейдером, а затем утрамбовывают тяжелыми катками. Для засыпки основания дороги в ряде случаев используют смесь гальки и песка, однако это материал, который сложно трамбуется из-за высокого содержания окатанных частиц. Но на участках с качественным несущим грунтом использование такого материала отсыпки вполне оправданно.
Кроме того, хорошим и дешевым вариантом для засыпки дорожной подушки является дробленый бетон, который можно взять на местах сноса старых построек.
Большое внимание стоит уделить месту стыка подъездной дороги и дороги основной улицы. Средняя толщина дорожной подушки составляет порядка 15-20 см, однако этого недостаточно и её нужно увеличивать. К примеру, американские дорожные строители делают многослойную отсыпку толщиной около 60 см.
Итак, отсыпанное полотно полностью готово к применению, и по нему можно ездить. Однако это не значит, что нужно откладывать укладку финального асфальтового или бетонного покрытия. Если планируется замостить дорогу клинкером, бетонной плиткой или кирпичом, то потребуется засыпать и утрамбовать еще один слой, состоящий из штукатурно-бутовой муки, толщина которого будет составлять порядка 2,5 см.
В конечном итоге по такой дороге могут двигаться тяжелые машины без ущерба для покрытия.