Недостатки в армировании конструкций
Армирование строительных конструкций из железобетона осуществляется напряженным и ненапряженным типом арматуры. Простой тип армирования обладает некоторым количеством недостатков. В этих конструкциях отсутствует возможность применения специальной высокопрочной проволоки, в результате чего в зонах высокого растяжения могут появиться трещины. Также для достижения высокой степени жесткости железобетонных конструкций в зону растяжения монтируют большой объем арматуры, превышающий рекомендуемый. В результате ползучести бетона и его усаживания в процессе высыхания могут образовываться пустоты в зоне растяжения, нарушающие сплошное покрытие бетона и коррозионным процессам у арматуры.
Причиной большинства аварий и нарушений железобетонных конструкций являются отступления и недостатки в армировании и в установке закладных частей. Если качество бетона в выполненных сооружениях можно всегда проверить в натуре, то это нельзя сделать в отношении арматуры. Для того чтобы проверить качество уложенной арматуры в готовых конструкциях и ее соответствие проекту, приходится арматуру оголять, делая надрубки в бетоне.
Существующие методы контроля не позволяют без вскрытия бетона получить исчерпывающие данные о размерах арматуры и ее положении в бетоне, когда арматуру нужно проверить в аварийных случаях. Совершенно исключительный недосмотр произошел недавно в Твери с укладкой арматурных каркасов в плиты перекрытий.
На строительном объекте при укладке плит в перекрытие рабочие решили с торца плиты обрубить бетон с тем, чтобы подогнать и уложить плиту в положенное место. В момент откола бетона край плиты отломился, и плита упала на перекрытие нижележащего этажа.
Откол плиты и отсутствие в опоре арматуры вызвали беспокойство у работников строительства за качество конструкции. Когда плита была полностью разбита, то выяснилось, что в плиту длиной 337 см был уложен арматурный каркас, заготовленный для плиты длиной 297 см. Каркас оказался короче плиты на 40 см и не доходил до краев опор плиты на 20 см с каждой стороны.
По недосмотру технического персонала завода заготовленные для других плит каркасы были уложены в формы не по назначению. Тщательной проверкой было установлено, что в одну из ночных смен было изготовлено на этом заводе 19 дефектных плит, которые после аварии были обнаружены и изъяты со строительства. Примерно такой же случай произошел с пятью балками, вывезенными на строительство, в которых или отсутствовало положенное количество стержней арматуры, или совсем не было арматуры.
Эти балки были своевременно найдены на строительных объектах и обратно вывезены на завод ЖБИ.